Центры русского былевого эпоса.

Русский былевой эпос, как отражение действительно-происходивших событий, связанных с деятельностью русского княжеско-дружинного класса, возник и развился в тех частях русккой земли, в которых эта деятельность проявлялась с особенной энергией. Первоначально районом деятельности княжеско-дружинного класса был великий водный путь "из варяг в греки". Бассейн этого пути делился на две части: северную и южную. Центром северной части был Новгород, южной - Киев. Новгород были двумя первоначальными центрами древне-русского княжеско-дружинного эпоса.

Новгород, главный город русских славян, населявших бассейн озера Ильменя, по-видимому, был первым центром возникновения былевого эпоса. По крайней мере, остатки этого эпоса, сохранившиеся в наших летописях в форме преданий о появлении варягов, об изгнании их из Новгорода, о призвании Рюпика, Синеуса и Трувора, о княжении вещего Олега, должны были возникнуть в Новгороде. Это - первый, древнейший, период новгородского былевого творчества. Кое что из этого творчества сохранилось в былинах киевского цикла (напр., в былинах о Волхе Всеславьевиче или Вольге Святославиче).

Киев был уже с VII в. после Р.Х., а может быть, и раньше центром для значительной части славян. С конца VII в. киевские поляне, северяне и радимичи находились в подчинении у хазар. Вероятно, эти племена подчинились хазарам не без борьбы, а в таком случае некоторые моменты этой борьбы должны были отразиться в их устном творчестве. Кое что из преданий об отношениях между южнорусскими племенами и хазарами сохранилось в летописях. С появлением в Киеве варягов, сначала под предводительством Аскольда и Дира и,

 

наконец, Олега, Киев, на продолжительное время становится политическим центром всех русских славян. Соответственно этому он делается важнейшим центром и для былевого эпоса: во-первых, ереходом князя и дружины из Новгорода в Киев сюда был занесен новгородский княжеско-дружинный эпос; во-вторых, борьба с хазарами и победы над ними, победы над русскими славянами, стоявшими в стороне от великого водного пути, походы на Византию, борьба с такими кочевниками, как половцы и печенеги и т.д., - все эти события, связанные с Киевом, как центром государственного правления, должны были породить обширный, собственно киевский, княжеско-дружинный эпос, остатки которого сохранились в наших летописях и, с позднейшими наслоениями под влиянием татарщины, в дошедших до нашего времени старинах-былинах.

Наряду с Киевом в южной Руси возникают местные центры былевого творчества, соответственно делению ее на области в эпоху системы очередного княжения. Такими центрами явились Переяславль и Чернигов.

Переяславль, находившийся на границе со степями, вел упорную борьбу с половцами, которые часто совершали на него нападения, особенно в княжение там Владимира Мономаха. Эта борьба породила местный переяславский княжесско-дружинный эпос. Отрывки этого эпоса сохранились в Никоновским летописном своде, где изображен переяславльский храбор-богатырь Демьян Куденевич, сопровождаемый на бой слугой Тарасом и пятью отроками.
Чернигов, князья которого соперничали с киевскими в силе и богатстве, также должен был породить свой эпос, который до нас не дошел.

Кое-что из былин переяславльских и черниговских, вероятно, вошло в киевский цикл былин.
Со второй половины XII в. образуются новые государственные центры, как, как, напр., Галич Волынский, Ростово-Суздальская земля и Новгород. В этих центрах возникают местные эпосы, судьба которых была различна.

Галич-Волынский возвышается во второй половине XII в. и в начале XIII в. Он славился своими походами на половцев и литовцев, а также своим богатством. Следы существовавшего галицкого эпоса сохранились в некоторых дошедших до нас былинах-старинах.киевского цикла.

Новгород, рано становящийся самостоятельным, был в северной Руси богатейшим торгово-промышленным центром с своеобразным общественно-политическим строем. Междy XIII-XI вв. Он становится во второй раз центром былевого творчества, дошедешего до нашего времени (былине о Садко и Василии Буслаевиче и некоторые былины киевского цикла).

Ростово-Суздальский край, колонизированный, клавным образом, эмигрантами из Киевской Руси, пережил свою историю, которая породила местный ростово-суздальский эпос. Этот эпос слился в одно органическое целое с эпосом собственно-киевским, занесенным сюда эмигрантами.

 

Иноземные элементы в русском быльевом эпосе.

В русском былевом эпосе есть много элементов иноземного происхождения. Эти иноземные элементы суть следующие:

СКАНДИНАВО- ГЕРМАНСКИЙ. Он проник в русский эпос вследствие того, что княжеско-дружинный класс населения у нас первоначально был скандинаво-германского происхождения. Этот класс должен был занести к нам элементы скандинаво-германского эпического творчества и, наоборот, поскольку отдельные группы дружинников-варягов возвращались из Древней Руси обратно в Скандинавию, некоторые элементы русского былевого творчества должны были войти в эпос скандинаво-германский.

ЕВРЕЙСКИЙ. Еврейский элемент проникал в наш эпос благодаря сношениям древних русских с евреями через посредство хазар. Вероятно, таким путем проник к нам образ Самсона-богатыря.

ЕВРЕЙСКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ. Еврейско-византийский элемент проник в наш былевой эпос двумя путями: во-первых, благодаря непосредственным мирным и военным отношениям русских с византийскими греками; во-вторых, книжным путем, благодаря чтению еврейско-византийской переводной литературы.

ЮЖНО-СЛАВЯНСКИЙ. Южно-славянский элемент проник в былевой наш эпос благодаря мирным и военным отношениям русских с южными славянами.

КАВКАЗСКИЙ. Колонизация русскими местностей близ Кавказа привела к мирным отношениям и военным столкновениям с некоторыми кавказскими племенами. Благодаря этому в наш былевой эпос проникли элементы эпосов кавказских.

ИРАНСКИЙ. Через посредство кавказских племен, имевших сношения с иранцами, в наш эпос проникают отголоски иранского эпоса.

ТЮРКО-МОНГОЛЬСКИЙ. Благодаря продолжительной борьбе с тюрко-монгольскими племенами (печенегами, половцами и татарами) в русском эпосе отражаются элементы эпосов и этих племен.

ФИНСКИЙ. Колонизация русскими северной части восточно-европейской равнины и слияние их с финнами повело к усвоению русскими некоторых элементов финского эпоса. Напр., образ Колывана-богатыря, по-видимому, заимствован из Калевалы (Калеви-поэга).

 

     Элементы всех этих иноземных эпосов проникали в наш эпос, по-видимому, лишь постольку, поскольку они оказывались более или менее сходными с соответсвующими элементами собственно русского эпоса. Так, образ прикавказского богатыря Святогора (изображающего, по-видимому, хазар в эпоху их протектората над русскими славянами) притянул к себе из еврейского эпоса соответствующий образ Самсона, а из финского соответственный образ Калеви-поэга (Колывана).

в раздел "Русское язычество и фольклор"

 

 
Hosted by uCoz