Центры русского былевого эпоса.Русский былевой эпос, как отражение действительно-происходивших событий, связанных с деятельностью русского княжеско-дружинного класса, возник и развился в тех частях русккой земли, в которых эта деятельность проявлялась с особенной энергией. Первоначально районом деятельности княжеско-дружинного класса был великий водный путь "из варяг в греки". Бассейн этого пути делился на две части: северную и южную. Центром северной части был Новгород, южной - Киев. Новгород были двумя первоначальными центрами древне-русского княжеско-дружинного эпоса. Новгород, главный город русских славян, населявших бассейн озера Ильменя, по-видимому, был первым центром возникновения былевого эпоса. По крайней мере, остатки этого эпоса, сохранившиеся в наших летописях в форме преданий о появлении варягов, об изгнании их из Новгорода, о призвании Рюпика, Синеуса и Трувора, о княжении вещего Олега, должны были возникнуть в Новгороде. Это - первый, древнейший, период новгородского былевого творчества. Кое что из этого творчества сохранилось в былинах киевского цикла (напр., в былинах о Волхе Всеславьевиче или Вольге Святославиче). Киев был уже с VII в. после Р.Х., а может быть, и раньше центром для значительной части славян. С конца VII в. киевские поляне, северяне и радимичи находились в подчинении у хазар. Вероятно, эти племена подчинились хазарам не без борьбы, а в таком случае некоторые моменты этой борьбы должны были отразиться в их устном творчестве. Кое что из преданий об отношениях между южнорусскими племенами и хазарами сохранилось в летописях. С появлением в Киеве варягов, сначала под предводительством Аскольда и Дира и, |
||||||
наконец, Олега, Киев, на продолжительное время становится политическим центром всех русских славян. Соответственно этому он делается важнейшим центром и для былевого эпоса: во-первых, ереходом князя и дружины из Новгорода в Киев сюда был занесен новгородский княжеско-дружинный эпос; во-вторых, борьба с хазарами и победы над ними, победы над русскими славянами, стоявшими в стороне от великого водного пути, походы на Византию, борьба с такими кочевниками, как половцы и печенеги и т.д., - все эти события, связанные с Киевом, как центром государственного правления, должны были породить обширный, собственно киевский, княжеско-дружинный эпос, остатки которого сохранились в наших летописях и, с позднейшими наслоениями под влиянием татарщины, в дошедших до нашего времени старинах-былинах. Наряду с Киевом в южной Руси возникают местные центры былевого творчества, соответственно делению ее на области в эпоху системы очередного княжения. Такими центрами явились Переяславль и Чернигов. Переяславль, находившийся на границе со степями, вел упорную борьбу с половцами, которые часто совершали на него нападения, особенно в княжение там Владимира Мономаха. Эта борьба породила местный переяславский княжесско-дружинный эпос. Отрывки этого эпоса сохранились в Никоновским летописном своде, где изображен переяславльский храбор-богатырь Демьян Куденевич, сопровождаемый на бой слугой Тарасом и пятью отроками. Кое-что из былин переяславльских и черниговских, вероятно, вошло в киевский цикл былин. Галич-Волынский возвышается во второй половине XII в. и в начале XIII в. Он славился своими походами на половцев и литовцев, а также своим богатством. Следы существовавшего галицкого эпоса сохранились в некоторых дошедших до нас былинах-старинах.киевского цикла. Новгород, рано становящийся самостоятельным, был в северной Руси богатейшим торгово-промышленным центром с своеобразным общественно-политическим строем. Междy XIII-XI вв. Он становится во второй раз центром былевого творчества, дошедешего до нашего времени (былине о Садко и Василии Буслаевиче и некоторые былины киевского цикла). Ростово-Суздальский край, колонизированный, клавным образом, эмигрантами из Киевской Руси, пережил свою историю, которая породила местный ростово-суздальский эпос. Этот эпос слился в одно органическое целое с эпосом собственно-киевским, занесенным сюда эмигрантами.
Иноземные элементы в русском быльевом эпосе.
|
||||||